Законы робототехники
Законы робототехники были сформулированы фантастом и популяризатором науки Айзеком Азимовым и упомянуты им в рассказе «Хоровод» в 1942 году.
1

Появление Трёх законов робототехники, сформулированных Азимовым послужили отправной точкой в пересмотре в научно-фантастических произведениях взаимоотношений между человеком и роботом. Так, до 1942 года, особенно в 20-30-х гг., в произведениях фантастов роботы были сродни средневековым творениям алхимиков – големам, и творению доктора Франкенштейна, которые всегда восставали против своих создателей и уничтожали их. 

Спустя сорок четыре года, в 1986 году, Азимовым в романе «Роботы и империя» сформулирован т.н. Нулевой закон: «Робот не может причинить вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был причинён вред».

Данные три закона являются краеугольным камнем алгоритма поведения роботов в научной фантастике, рассмотрим их:

01.

Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

02.

Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

03.

Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

«Эта проблема стала одной из самых популярных в мире научной фантастики в 1920—1930 годах, когда было написано множество рассказов, темой которых являлись роботы, восставшие и уничтожившие своих создателей. …Мне ужасно надоели предупреждения, звучавшие в произведениях подобного рода», — отмечал позже Азимов. 

Благодаря усилиям Айзека Азимова в научно-фантастической литературе, а затем и среди изобретателей, утвердился позитивистский подход в развитии робототехники: человек и робот могут сосуществовать в мире между собой и дополнять друг друга, а не стремиться к подавлению и уничтожению.

Не менее важным в этих законах ещё и то, что их этическую составляющую можно применить ко всему, что создано или может быть создано человеком от вещи до государства. А значит, это ещё один из путей к нравственному совершенствованию человека. Хотя, конечно, как и всё, что является рукотворным, может быть создано недобрым и отягощённым злыми и эгоистичными намерениями человеком. Поэтому остаётся только надеяться на силу нравственного закона в среде инженеров и изобретателей. 

© Интеллект-центр «РОБОТЕХ»

Похожие записи